Среда, 25.04.2018, 17:12
Приветствую Вас Гость | RSS

Персональный сайт Коротковой О.Н.

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Логин:
Пароль:

Основные материалы

Главная » Статьи » Мои статьи

Компьютер и другие современные средства на уроках литературы.
Компьютер и другие современные средства на уроках литературы. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ, так как теперь учителю представилась возможность сделать урок более ярким и увлекательным. Общаясь с ребятами на уроках литературы, я сделала для себя вывод, что необходимо расширять кругозор учащихся, повышать уровень их культурного образования, развивать языковые и коммуникативные навыки и умения. Обучение предполагает общение на уроке как между учителем и учащимися, так и общение учащихся друг с другом. Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами, стать как бы участником того или иного праздника, традиции. Управление обучением с помощью компьютера приводит к повышению эффективности усвоения, активизации мыслительной деятельности учащихся. Одно из основных назначений компьютера как средства обучения – организация работы учащихся с помощью программно – педагогических средств, от степени совершенства которых и зависит эффективность обучения. На уроках литературы, применение ИКТ позволяет использовать разнообразный иллюстративно-информационный материал. Причем материал находят сами учащиеся в Интернете, составляют презентации, таким образом, ИКТ развивает самостоят6ельность учащихся, умение находить, отбирать и оформлять материал к уроку. Использование тестов дает возможность учащимся самим оценить свои знания, свои возможности. С помощью мультимедийного проекта демонстрирую слайды, созданные в программе Microsoft Power Point. Использование данной технологии позволяет значительно сэкономить время на уроке, повысить уровень наглядности в ходе обучения, внести элементы занимательности, оживить учебный процесс. Учитывая особенности преподавания литературы в школе, применяю компьютерные технологии в обучении этого предмета по нескольким направлениям, как в урочной, так и во внеурочной деятельности: как банк справочного материала, как средство управлением учением ученика, динамическое средство условной наглядности, средство организации проблемной ситуации, способствующее исследовательской работе учащихся. Компьютерные технологии способствуют научной организации труда ученика и учителя, самостоятельной исследовательской работе учеников для подготовки к уроку, научно - практическим конференциям, семинарам. Хочу поделиться опытом внедрения информационных технологий на своих уроках. У меня в кабинете русского языка и литературы установлен компьютер, мультимедийный проектор, создана медиатека по изучаемым предметам, имеется постоянный доступ к сети Internet. Я по-разному применяю компьютер в работе: на уроках, на факультативных занятиях, во внеклассной работе по предметам, в исследовательской работе, при обмене информацией с учащимися с помощью электронной почты (rerogativa3505@rambler.ru), сайта класса (www.school-7b.ucoz.ru) и т. д. Компьютер использую на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков. При этом для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды. В функции учителя компьютер представляет источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу), наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций), индивидуальное информационное пространство, тренажер, средство диагностики и контроля. Я применяю компьютер на уроках, во-первых, для того, чтобы решать специальные практические задачи, записанные в программе по литературе. Во-вторых, при организации самостоятельной работы учащихся по формированию основополагающих знаний школьного курса, по коррекции и учету знаний учащихся используется обучение и тестирование с помощью компьютера. Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающегося. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработки информации. В-третьих, применение информационных технологий позволяет формировать ключевые компетенции учащихся. Помогают решить эти проблемы учебные компьютерные программы по литературе, которых в настоящее время создано достаточно много. Они позволяют повысить интерес учащихся к предмету, успеваемость и качество знаний учащихся, сэкономить время на опрос, дают возможность учащимся самостоятельно заниматься не только на уроках, но и в домашних условиях, помогают и учителю повысить уровень своих знаний. Широко использую электронные пособия виртуальной школы "Кирилл и Мефодий", основной частью которых являются электронные уроки литературы с 5 по 11 классы, представляющие собой справочник по теории литературы, энциклопедические статьи. Приобщиться к художественному миру поэтов и писателей русской литературы позволяют видеоматериалы, медиаиллюстрации, которые можно копировать, увеличивать, распечатывать отдельно от текста. Учитель имеет возможность составить индивидуальный тест в зависимости от потребностей ученика, а журнал результатов позволит оценить уровень знаний учащегося по различным темам курса. Встречаются несколько видов контрольных заданий: вопросы с выбором ответа из предлагаемых вариантов и тесты с возможностью численного ввода результата. Использую Большую энциклопедию КМ. Уникальна электронная библиотека текстов "Хрестоматия по русской литературе", содержащая все ключевые произведения школьной программы с 5 по 11 класс, биографии и фотографии писателей. Благодаря интерактивному содержанию здесь возможно работать с одним или несколькими произведениями одновременно, создавать закладки, обращаться к культурно-историческим комментариям. В школе компьютер становится электронным посредником между учителем и учеником. Он позволяет организовать процесс обучения по индивидуальной программе, например, с учениками надомного обучения. Ученик, обучающийся за пультом компьютера, может сам выбирать наиболее удобную для него скорость подачи и усвоения материала. В этом проявляется главное преимущество компьютера в процессе обучения. Качество подготовки достигается за счет живой обратной связи, которая устанавливается в процессе диалога школьника с компьютером. В зависимости от характера ответов на контрольные вопросы компьютер может предложить наводящие вопросы, подсказать или замедлить темп обучения. При проведении контрольных работ, тестов, самостоятельных работ ученик отвечает на данные задания и самостоятельно получает на экране результат своего ответа. Происходит открытая, объективная оценка знаний учащегося. Это очень важно для ребёнка. Он видит, что отметка не зависит от желания учителя, а оцениваются его реальные знания и умения. Снимается страх получения оценки. Ученик может посмотреть процент и качество своих знаний. Электронное тестирование позволяет проверить умение ответственно, сосредоточенно и внимательно работать, применяя приемы самоконтроля. Владение ИКТ на должном уровне позволяет мне самостоятельно создавать мультимедийные презентации (программа Microsoft Producer), тесты, кроссворды. Для входного, промежуточного, контрольного тестирования использую различные типы заданий: с множественным выбором, с альтернативным типом ответа, задания свободного изложения, задания на восстановление соответствия. Предлагаю вашему вниманию урок литературы в 9б классе с применением ИКТ. Урок литературы в 9 б классе по теме «Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

Цели урока:
Воспитывающая цель: § Воспитывать любовь к отечественной литературе, интерес к изучению творчества Н.В.Гоголя. § Воспитывать умение слушать отвечающих.
Развивающая цель: § Показать мастерство Н.В. Гоголя в описании характеров помещиков в поэме "Мёртвые души”. § Развивать логическое мышление учащихся, их аналитические способности: сравнивать, сопоставлять, делать выводы по теме.
Обучающая цель: § Формировать умение вчитываться, вдумываться в текст, находить ключевые слова, значимые детали в художественном тексте, делать выводы. § Обучать правильной монологической речи учащихся, давать рецензии на ответ, приемам самоанализа выполненных работ.
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков;
Вид урока: урок - исследование.
Метод по типу познавательной деятельности (И.Я.Лернера, М.Н.Саткина):
Частично-поисковый. ( Метод проблемного обучения)
На уроке использовались компьютерные технологии (проектор).
Оформление: 1. Портреты Чичикова и помещиков. 2. Текст поэмы "Мёртвые души”. 3. Презентация "Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя "Мёртвые души”. (Приложение 1) 4. Фрагменты видеофильма "Мёртвые души”. (DVD серия "Русская классика”) ХОД УРОКА
I. Оргмомент (приветствие).
Слайд 1. (Презентация)
Сообщение темы урока, целеполагание.
II. Вступительное слово учителя.
Крупным планом в поэме "Мёртвые души” нарисованы образы помещиков, этих "хозяев жизни”, отвечающих за её экономическое и культурное состояние, за судьбу народа.
Какие же они, хозяева жизни? Для анализа образов помещиков предлагается план. Слайд 2
III. Анализ образа Манилова.
- Кого из помещиков Чичиков навещает первым? Слайд 3
- Когда происходит первая встреча Чичикова с Маниловым? Просмотр видеофрагмента "Чичиков у Манилова”
Задание: используя план-памятку, расскажите о Манилове. Выступление 1-й группы учащихся. (Презентация «Образ Манилова»)
- Какая деталь в описании героя является преобладающей?
Тема сахара и сладости, автор своими сравнениями добивается того, что у читателя появляется чувство, близкое к физическому отвращению
- Что скрывается за улыбчивостью Манилова? Как сам автор характеризует героя? (Слайд 4)
Приятная маниловская улыбка для всех – это признак глубокого равнодушия ко всему окружающему; такие люди не способны испытывать гнев, скорбь, радость.
- С помощью каких деталей Гоголь придаёт комическую окраску образам своих персонажей? (слайд 5)
Составной частью гоголевского портретного рисунка являются позы, одежда, движения, жесты, мимика. С их помощью писатель усиливает комическую окраску образов, раскрывает подлинную сущность героя. Жесты Манилова свидетельствуют об умственном бессилии, неспособность постигнуть то, что выходит за пределы его убогого мирка.
- Какова отличительная черта Манилова?
Главная психологическая черта – желание всем и всегда нравиться.
- К каким выводам автор приводит читателей?
Манилов – спокойный наблюдатель всего происходящего; взяточники, воры, казнокрады – все для него препочтеннейшие люди. Манилов – человек неопределённый, в нём нет живых человеческих желаний. Это мёртвая душа, человек "так себе, ни то ни сё”.
Вывод. Слайд 6
Вместо настоящего чувства - у Манилова "приятная улыбка”, приторная любезность и чувствительная фраза; вместо мысли – какие-то бессвязные, глупые размышления, вместо деятельности – или пустые мечты, или такие результаты "труда”, как "горки выбитой из трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми рядками”.
IV. Анализ образа Коробочки.
Слайд 7

- Рассказать кратко содержание 3-й главы.
- Что можно узнать о главной черте характера Коробочки из прямой авторской характеристики?
Гоголь не скрывает иронии в отношении её мыслительных способностей: задумалась, открыла рот, смотрела почти со страхом. "Ну, баба, кажется, крепколобая!”
Сущность характера Коробочки особо видна через диалогическую речь персонажей. Диалог Коробочки и Чичикова – шедевр комедийного искусства. Этот разговор можно назвать диалогом глухих.
Просмотр видеофрагмента "Диалог Коробочки и Чичикова”
- Какие черты характера Коробочки выявились в сцене торга?
Её не смутила торговля мёртвыми душами, она готова торговать и покойниками, только боится продешевить. Ей присуща нудная медлительность и осторожность. Она отправилась в город, чтобы узнать, почём нынче продают "мертвые души”.
- Каково положение крестьян у Коробочки?
Деревенька – источник мёда, сала, пеньки, которыми Коробочка торгует. Поторговывает она и крестьянами.
- Сделайте вывод о смысле хозяйственности Коробочки.
Оказывается, помещичья хозяйственность может иметь такой же подлый, бесчеловечный смысл, как и бесхозяйственность.
- Что сделало Коробочку такой?
Традиции в условиях патриархального быта подавили личность Коробочки, остановили её интеллектуальное развитие на очень низком уровне; все стороны жизни, не связанные с накопительством, остались для неё недоступными.
Задание: используя план-памятку, расскажите о Коробочке. Выступление 2-й группы учащихся (Презентация «Образ Коробочки»)

Вывод: Слайд 8
"Дубинноголовая” Коробочка – воплощение тех традиций, которые сложились у захолустных мелких помещиков, ведущих натуральное хозяйство.
Она представитель уходящей, умирающей России, и в ней самой нет жизни, так как она обращена не в будущее, а в прошлое.
V. Анализ образа Ноздрёва.
Слайд 9
Авторская характеристика Ноздрёва
Состоит из отдельных фрагментов, в которых рассказывается о привычках героя, эпизодах из его жизни, манерах и поведении в обществе. Каждая из этих зарисовок представляет собой сжатый рассказ, раскрывающий ту или иную черту его характера: пьяный разгул, страсть всё менять, пристрастие к игре в карты, пустые пошлые разговоры, сплошное враньё.
- Как разоблачается желание Ноздрёва приврать?
В кабинете Ноздрёва показаны турецкие кинжалы, на одном из которых было вырезано: мастер Савелий Сибиряков.
- Какова речь героя?
Речь бранная: фетюк, свинтус, подлец, дрянь. И в этом обнаруживается не только личная, но и социальная черта. Он уверен, что ему позволено безнаказанно оскорблять, обманывать – ведь он помещик, дворянин, хозяин жизни.
- Каковы жизненные цели Ноздрёва?
Ноздрёву дорога не прибыль: этот трактирный герой никак не годится на роль приобретателя. Им владеет жажда удовольствий – таких, которые доступны его пакостной душе. И ближнему Ноздрёв пакостит с удовольствием, без всяких злобных намерений, даже добродушно, так как ближний для него – только средство или источник удовольствий. Отказано в удовольствии или оно не состоялось: "фетюк”, "подлец”, "дрянь”
Задание: используя план-памятку, расскажите о Ноздрёве Выступление 3-й группы учащихся
Вывод. Слайд 10
В целом Ноздрёв – малоприятный человек, так как понятия чести, совести, человеческого достоинства у него полностью отсутствуют.
Энергия Ноздрёва превратилась в скандальную суету, бесцельную и разрушительную.
VI. Анализ образа Собакевича.
Слайд 11
- Какие детали- вещи использует Гоголь при характеристике Собакевича?
Описание господского дома: "…виднелся деревянный дом с мезонином… "…Словом, всё, на что ни глядел он, было упористо, без пошатки, в каком-то крепком и неуклюжем порядке.
Греческие герои на картинках в его гостиной были крепкие, с толстыми лежаками, неслыханными усами.
- Есть ли разница в характеристике Собакевича в 1-й и 5-й главах?
В 1-й главе Собакевич характеризуется как человек "неуклюжий на взгляд”. Это качество подчёркивается и углубляется в 5-й главе: он похож "на средней величины медведя”. Автор настойчиво обыгрывает слово "медведь”: фрак медвежьего цвета, звали его Михайлом Семёновичем.
Словами Чичикова автор высказывает своё заключение: "Родился ли ты уж так медведем или омедведила тебя захолустная жизнь…”
- Что поражает в портрете Собакевича?(слайд 12)
В портрете бросается в глаза прежде всего цвет лица: "..каменный, горячий, какой бывает на медном пятаке”;
"Известно, что есть много на свете таких лиц, над отделкою которых натура недолго мудрила, не употребляла никаких мелких инструментов, как-то: напильников, буравчика и прочего, но просто рубила со всего плеча: хватила топором раз – вышел нос, хватила в другой – вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза…”
"Чичиков ещё раз взглянул на него искоса, когда проходили они в столовую: медведь! Совершенный медведь!”
- Почему Чичиков в разговоре с Собакевичем осторожен: не назвал души умершими, а только несуществующими?
Собакевич сразу "учуял”, что предложенная сделка – жульническая. Но даже глазом не моргнул.
"Вам нужно мёртвых душ? – спросил Собакевич очень просто, без малейшего удивления, как бы речь шла о хлебе”.
Задание: используя план-памятку, расскажите о Собакевиче Выступление 4-й группы учащихся (презентация «Образ Собакевича»)
Вывод: Слайд 13
Автор подчёркивает корыстолюбие, узость интересов, косность помещика. Сила и прочность Собакевича ведут к скованности, неуклюжести, неподвижности.
Прав Чичиков, думая, что Собакевич и в Петербурге остался бы кулаком, хотя и воспитали его по моде. Да вышло бы ещё хуже: "попробуй он слегка верхушек какой-нибудь науки, даст он знать потом, занявши место повиднее. Всем тем, которые в самом деле узнали какую-нибудь науку.
Собакевич, как и Коробочка, по-хозяйски умён и практичен: они не разоряют мужиков, потому что это невыгодно им самим. Они знают, что в этом мире всё продаётся и покупается.
VII. Анализ образа Плюшкина.
Слайд 14
Тема нравственного падения, духовной смерти "хозяев жизни” завершается главой, посвящённой Плюшкину.
Плюшкин – последний портрет в галерее помещиков. Перед нами – полное крушение человеческого в человеке.
- Как и почему трудолюбивый хозяин превратился в "прореху на человечество”?
- Почему глава о Плюшкине начинается с лирического отступления о юности?
- Зачем Гоголь подробно излагает историю жизни Плюшкина?
Гоголь обращается у прошлому героя, так как нравственное уродство те же, что и у других помещиков: душевладение, порождающее бездушие, утрату представления о смысле жизни, о нравственном долге, об ответственности за всё, сто происходит вокруг. Трагизм Плюшкина в том, что он утратил связь с людьми. Он во всех, даже в родных детях и внуках, видит врагов, готовых расхитить добро.
- Образ Плюшкина является воплощением крайней ветхости и заплесневелости, и в характеристике предметов, связанных с ним, Гоголь отразил эти качества.
Найти в тексте художественные средства, с помощью которых автор раскрывает сущность образа Плюшкина.
Ветхость на всех строениях, бревно на избах было темно и старо, крыши сквозили, как решето, ограда изломанная…
Задание: используя план-памятку, расскажите о Плюшкине. Выступление 5-й группы учащихся (презентация «Образ Плюшкина»)
Вывод. Слайд 15
Плесенью, пылью, гнилью, смертью так и веет от плюшкинского имения. Холодят сердце и другие детали: ни дочери, ни сыну старик не дал ни копейки.
- Итак, с какой целью выведен в поэме образ Плюшкина?
Последовательно, от героя к герою, Гоголь обнажает никчёмную жизнь помещиков.
Образы помещиков даны по мере их духовного оскудения и морального падения.
Показано, как постепенно совершался распад человеческой личности.
Когда-то Плюшкин только был бережливым хозяином. Жажда обогащения превратила его в скрягу, изолировала от общества.
В его образе раскрыта одна из разновидностей духовной смерти. Образ Плюшкина типичен.
Гоголь с горечью восклицал: "И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог так измениться! И похоже это на правду? Всё похоже на правду, всё может статься с человеком”.
VIII. Сходство Чичикова и помещиков.
Слайд 16 Помещик, его отличительная чертаКак эта черта проявляется у Чичикова
Манилов – слащавость, приторность, неопределённость Все жители города признали Чичикова мужчиной приятным во всех отношениях
Коробочка – мелочная скаредность В шкатулке всё разложено с такой же старательной педантичностью, как в комоде Настасьи Петровны
Ноздрёв - самовлюблённость Желание и умение всем нравиться
Собакевич – грубая прижимистость и цинизм Нет "…никакого прямодушия, ни искренности! Совершенный Собакевич”
Плюшкин – собирание ненужных вещей и тщательное их хранение Во время осмотра города оторвал афишу, прочитал, свернул и положил в ларчик


Слайд 17
Характер Чичикова многогранен, герой оказывается зеркалом того помещика, с которым встречается, потому что в нём есть те же качества, которые составляют основу характеров помещиков.
IX. Кроссворд.
Слайды с 18 по 20
X. Подведение итогов.
XI. Домашнее задание.
1. Заполнить таблицу по плану: краткая характеристика помещика; описание усадьбы помещика; описание совместной трапезы; как помещики реагируют на предложение Чичикова; дальнейшие действия помещиков.
2. Написать сочинение – миниатюру "Почему Чичиков посещал помещиков в такой последовательности?”
Список, использованных ресурсов: • Гоголь Н.В.Собрание сочинений. В 7-ми томах. Т. 5.Мёртвые души. Поэма. М.., "Художественная литература." • Манн Ю.В. Поэтика Гоголя – М.: "Художественная литература", 1988 • Манн Ю.В. Смелость изобретения: Черты художественного мира Гоголя – М.: Детская литература, 1975 • Н.В.Гоголь в русской критике и воспоминаниях современников – М.: Детгиз, 1959 • Ревякин А.Н. История русской литературы первой половины XIX века, М.: Просвещение, 1985 • Словарь литературных персонажей: Русская литература 18-19 веков – М.: Московский лицей, 1997 • Щеблыкин И.П. История русской литературы – М.: высш.шк., 1985 • Энциклопедия литературных героев – М.: Аграф, 1997 • http://www.gogol.lit-info.ru • http://nikolay.gogol.ru • www.a4format.ru


Приложение №1 Содержание презентации к уроку «Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
Слайд 1 Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души"

Цели урока: 1. Показать мастерство Н.В. Гоголя в описании характеров помещиков в поэме "Мёртвые души”. 2. Формировать умение вчитываться, вдумываться в текст, находить ключевые слова, значимые детали в художественном тексте, делать выводы. 3. Воспитывать любовь к отечественной литературе, интерес к изучению творчества Н.В.Гоголя. Слайд 2 План – памятка анализа образа помещика: 1. Портрет 2. Художественные детали 3. Одежда 4. Манеры, речь 5. Биография героя 6. Характеристика другими персонажами и авторская характеристика 7. «Говорящая фамилия» Слайд 3 Чичиков в гостях у Манилова или Манилов встречает Чичикова Слайд 4 Приятная маниловская улыбка для всех – это признак глубокого равнодушия ко всему окружающему; такие люди не способны испытывать гнев, скорбь, радость.
Слайд 5
Составной частью гоголевского портретного рисунка являются позы, одежда, движения, жесты, мимика. С их помощью писатель усиливает комическую окраску образов, раскрывает подлинную сущность героя. Жесты Манилова свидетельствуют об умственном бессилии, неспособность постигнуть то, что выходит за пределы его убогого мирка.
Слайд 6
Вывод:
Манилов – спокойный наблюдатель всего происходящего; взяточники, воры, казнокрады – все для него препочтеннейшие люди. Манилов – человек неопределённый, в нём нет живых человеческих желаний. Это мёртвая душа, человек "так себе, ни то ни сё”.
Вместо настоящего чувства - у Манилова "приятная улыбка”, приторная любезность и чувствительная фраза; вместо мысли – какие-то бессвязные, глупые размышления, вместо деятельности – или пустые мечты, или такие результаты "труда”, как "горки выбитой из трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми рядками”.
Слайд 7
Портрет Коробочки
Слайд 8
Вывод:
"Дубинноголовая” Коробочка – воплощение тех традиций, которые сложились у захолустных мелких помещиков, ведущих натуральное хозяйство.
Она представитель уходящей, умирающей России, и в ней самой нет жизни, так как она обращена не в будущее, а в прошлое.
Слайд 9
Авторская характеристика Ноздрёва
Состоит из отдельных фрагментов, в которых рассказывается о привычках героя, эпизодах из его жизни, манерах и поведении в обществе. Каждая из этих зарисовок представляет собой сжатый рассказ, раскрывающий ту или иную черту его характера: пьяный разгул, страсть всё менять, пристрастие к игре в карты, пустые пошлые разговоры, сплошное враньё.
Слайд 10
Вывод.
В целом Ноздрёв – малоприятный человек, так как понятия чести, совести, человеческого достоинства у него полностью отсутствуют.
Энергия Ноздрёва превратилась в скандальную суету, бесцельную и разрушительную.
Слайд 11
Портрет Собакевича
Слайд 12
В портрете бросается в глаза прежде всего цвет лица: "..каменный, горячий, какой бывает на медном пятаке”;
"Известно, что есть много на свете таких лиц, над отделкою которых натура недолго мудрила, не употребляла никаких мелких инструментов, как-то: напильников, буравчика и прочего, но просто рубила со всего плеча: хватила топором раз – вышел нос, хватила в другой – вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза…”
"Чичиков ещё раз взглянул на него искоса, когда проходили они в столовую: медведь! Совершенный медведь!”
Слайд 13
Вывод:
Автор подчёркивает корыстолюбие, узость интересов, косность помещика. Сила и прочность Собакевича ведут к скованности, неуклюжести, неподвижности.
Прав Чичиков, думая, что Собакевич и в Петербурге остался бы кулаком, хотя и воспитали его по моде. Да вышло бы ещё хуже: "попробуй он слегка верхушек какой-нибудь науки, даст он знать потом, занявши место повиднее. Всем тем, которые, в самом деле, узнали какую-нибудь науку.
Собакевич, как и Коробочка, по-хозяйски умён и практичен: они не разоряют мужиков, потому что это невыгодно им самим. Они знают, что в этом мире всё продаётся и покупается.
Слайд 14
Портрет Плюшкина
Слайд 15
Вывод: Плесенью, пылью, гнилью, смертью так и веет от плюшкинского имения. Холодят сердце и другие детали: ни дочери, ни сыну старик не дал ни копейки. Последовательно, от героя к герою, Гоголь обнажает никчёмную жизнь помещиков. Образы помещиков даны по мере их духовного оскудения и морального падения. Показано, как постепенно совершался распад человеческой личности. Когда-то Плюшкин только был бережливым хозяином. Жажда обогащения превратила его в скрягу, изолировала от общества. В его образе раскрыта одна из разновидностей духовной смерти. Образ Плюшкина типичен. Гоголь с горечью восклицал: "И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог так измениться! И похоже это на правду? Всё похоже на правду, всё может статься с человеком”.
Слайд 16 Помещик, его отличительная чертаКак эта черта проявляется у Чичикова
Манилов – слащавость, приторность, неопределённость Все жители города признали Чичикова мужчиной приятным во всех отношениях
Коробочка – мелочная скаредность В шкатулке всё разложено с такой же старательной педантичностью, как в комоде Настасьи Петровны
Ноздрёв - самовлюблённость Желание и умение всем нравиться
Собакевич – грубая прижимистость и цинизм Нет "…никакого прямодушия, ни искренности! Совершенный Собакевич”
Плюшкин – собирание ненужных вещей и тщательное их хранение Во время осмотра города оторвал афишу, прочитал, свернул и положил в ларчик


Слайд 17
Вывод:
Характер Чичикова многогранен, герой оказывается зеркалом того помещика, с которым встречается, потому что в нём есть те же качества, которые составляют основу характеров помещиков.
Слайд 18
Кроссворд
Слайд 19
Вопросы к кроссворду
Слайд 20
Ответы на кроссворд
Учитель : Короткова О.Н.
Категория: Мои статьи | Добавил: KorON (30.11.2011)
Просмотров: 1051 | Теги: мультимедийные презентации ., информационные технологии, икт | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Облако тегов

Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz