Среда, 25.04.2018, 17:13
Приветствую Вас Гость | RSS

Персональный сайт Коротковой О.Н.

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Логин:
Пароль:

Основные материалы

Главная » Статьи » Мои статьи

Формирование связной письменной и устной речи школьников на текстовом материале с помощью рисунка, созданного учащимся

В работе по развитию речи необходимо учитывать возрастные особенности школьника, который, как правило, мыслит конкретно и всегда устанавливает внутреннюю взаимосвязь между словом и образом. Несоответствие между сферой образного и логического у школьников отрицательно сказывается на уровне их речевого развития : учащиеся не могут в полном объеме высказать свои впечатления, не умеют словесно оформить возникающие в их внутреннем мире образы и представления, неадекватно интерпретируют воспринятый текст.

На мой взгляд, данный факт объясняется и недооценкой необходимости развития у детей сферы образного, эмоционального, чему в первую очередь способствует использование средств изобразительной наглядности.

Безусловно, использование изобразительной наглядности особенно важно на начальном этапе формирования умений, поскольку позволяет аппелировать непосредственно к понятийно-смысловому уровню сознания, обеспечивает единство конкретного и абстрактного, сочетание словесного и изобразительного материала, создает благоприятные условия для речевых ситуаций, стимулирующих речевую активность учащихся.

Одним из эффективных средств формирования умений, на мой взгляд, является собственный рисунок ребенка.

При этом я опираюсь на мысль Л.Г. Выготского О том, что рисунок является графическим рассказом ребенка: "Пока ребенок рисует, он думает о предмете своего изображения так, как если бы он о нем рассказывал". Отсюда вытекает важный методический вывод: текст создается ребенком еще в процессе рисования, что положительно влияет на процесс планирования и высказывания во внутренней речи, а значит, обеспечивает процесс реализации этого плана при словесном оформлении.

Неслучайно известный методист Б. Баркин считал, что "вопрос о детском

рисунке…- один из важнейших вопросов, которым должен теперь серьезно заняться … педагог .. " . Графический язык в некоторых отношениях более

доступен детям, чем язык слов: ребенок (по времени своего развития) раньше живописец и график, чем писатель, и, нас, преподавателей родного языка не могут не интересовать методы поддержки в школе словесного искусства искусствами изобразительными. Необходимо научить ребенка "видеть" предметы, их форму и цвет ... Занятие рисованием - необходимая подготовка к словесному творчеству." *

Собственный рисунок внесет в учебный процесс разнообразие и занимательность, повысит интерес учащихся к изучению русского языка и литературы, создаст на уроке эффект новизны, организует новую речевую ситуацию и тем самым мотивирует составление речевого произведения, использование учащимися образно-выразительных средств языка, эмоционально-оценочной лексики.

* Бархин К.Б. Творческая работа по родному языку: Методическое пособие для преподавателей. Ч. 1 Гас. издательство Украины, 1924-с. 119


 

Детский рисунок способствует развитию наблюдательности, поскольку, изображая что-либо, ребенок выбирает размер, форму, цвет, характеризующие предмет, следовательно, в процессе рисования внимание ребенка акцентируется и на качественной стороне предмета. Вместе с тем в его сознании закрепляются слова, обозначающие признак.

С помощью рисунка ребенку легче воссоздать для себя облик живой действительности, поскольку, рисуя, он учится видеть, наблюдать, анализировать, выделять существенное, сравнивать. В процессе рисования ребенок обращает внимание на то, что вызывает его непосредственный интерес. Процесс рисования интересен для ребенка, вызывает у него определенные эмоции. Следовательно, рисунок помогает сосредоточить внимание детей на рассматриваемом предмете или проблеме. Ребенок в рисунке выделяет все самое существенное и важное для него на данный момент.

Наряду с образным развивается и словесно-логическое мышление. Этому способствует анализ текста. Поэтому вместе с рисунком я использую на уроке текст: анализ текста и создание своего высказывания. Составление связного рассказа, подготовка плана, выделение главного и второстепенного тренируют школьников в применении таких сложных форм умственной деятельности, как анализ, обобщение, внутренний план действий и др.

Известно, что многие учащиеся воссоздают образы и картины прочитанного неточно и даже неверно. Рисунки, выполненные детьми на основе прочитанного текста, способствуют выявлению в известной мере того, что действительно воспринято учащимися.

Рисунок помогает детям не только как-то конкретизировать, уточнить их представления о прочитанном, но и в доступной для них форме (через цвет, отдельные изобразительные детали) частично выразить свое отношение к изображаемому. Создавая иллюстрацию, ученик осмысливает прочитанное, вместе с тем он получает зрительную опору для того, что осмыслил, следовательно, рисунок стимулирует запоминание, т.е. положительно влияет на долговременную память.

Долговременная память - один из ведущих речевых механизмов. Она предполагает обогащение словаря учащихся, систематическое накопление элементов отбора и формирование способности производить отбор слов, адекватных теме и замыслу высказывания.

Рисунок облегчает развитие этого сложного механизма, стимулирует поиск наиболее уместных языковых средств. Следовательно, использование рисунка, созданного ребенком к тексту, обогащает запас языковых средств и представлений, развивает наглядно-словесную сферу мышления.

Таким образом, рисунок, созданный ребенком к тексту, положительно воздействует на развитие познавательных процессов у школьников.

В свою очередь, развитие познавательных процессов имеет немаловажное значение для совершенствования речевых механизмов.

 

Соединение словесных и изобразительных средств дает двойную мотивацию создания высказывания и в большей степени способствует развитию связной речи школьников.

Использование текста-образца в сочетании с собственным рисунком ребенка особенно эффективно в классах с невысоким уровнем языковой и речевой компетенции учащихся. Ученикам этих классов свойственны наглядно­образное мышление, неустойчивое внимание, неразвитая удерживающая и упреждающая память, бедная и однообразная речь.

Формирование одних и тех же умений учащихся разного возраста и

уровня языковой подготовки следует вести,

во - первых, на различном речевом материале (тематике, по характеру основной мысли, по стилю, по жанру, по построению, по объему и т.д.);

во - вторых, при большей или меньшей самостоятельности учащихся при преобладании устной или письменной формы речи;

в - третьих, с использованием различных способов и средств

обучения.

Ниже покажу формирование одного из речевых умений (словесное оформление мыслей школьников через рисунок и текст) на текстовом материале с помощью рисунка, созданного ребенком в 5 классе.

Примерная схема уроков, на которых используется

собственный рисунок ребенка к тексту-образцу.

а) восприятие и анализ текста-образца определенного типа речи;

б) словесное иллюстрирование данного текста-образца;

                     в) создание учеником рисунка к тексту-образцу;

                     г) анализ созданного рисунка;

                     д) составление высказывания определенного типа речи.

Таким образом, реализуется взаимосвязь художественной деятельности и речевой, что является одним из принципов совершенствования речи учащихся.

В методике преподавания литературы создание рисунка к тексту преследует цель : понимание текста ребенком.

В методике преподавания русского языка собственный рисунок способствует словесному оформлению его мыслей. Основной тип упражнений, используемый в ходе работы, - составление высказывания определенного типа (описания, повествования, рассуждения).

В качестве текстов-образцов использую в основном тексты малой формы (миниатюры), позволяющие экономить время на уроке. Вместе с тем они были достаточно информативными, с предметным планом содержания и давали ВОЗМОЖНОСТЬ изобразить сюжет на плоскости.

Текст малой формы позволяет учащимся осмыслить его содержание, более подробно описать представленное автором событие, явление, предмет, дать ему развернутую оценку и тем самым ввести новые слова и "свои" образно-выразительные средства. Тексты подбираются интересные учащимся, имеющие нравственную и экологическую направленность.

Привожу отдельные уроки по созданию учащимися высказывания разного типа речи (повествования, описания и рассуждения). 
ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УРОКА И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПОДГОТОВКИ К СОСТАВЛЕНИЮ ВЫСКАЗЫВАНИЯ.
Цель самой работы - формирование умения
- составлять высказывание на основе анализа композиционной формы текста -образца и собственных рисунков;
- отбирать языковые средства, необходимые для создания высказывания типа повествования.
(Текст у каждого ученика на столе.)
 Куропатка и машина.
Мы ехали на вездеходе по лесной дороге. Вдруг взвизгнули тормоза. Машина резко остановилась. Что случилось? Шофер молча указал вперед.
Через дорогу переводила цыплят куропатка. Тут вынырнула наша машина. Куропатка повернула грудью к машине, загораживая цыпляток. Перья на голове вздыбились, вся взъерошилась.
 Кругленькие, пушистенькие цыплята скатывались в кювет и прятались в болотце. Пока не перебежал дорогу последний, все стояла куропатка. Глухо работал мотор. Шофер ждал. Куропатка обернулась, увидела, что ни одного цыпленка нет на дороге, сошла в кювет и скрылась в осоке.
(Максимчук Н.Н.)
Лексико-стилистическая и орфографическая работа
 1. Объяснить значение слов куропатка *, вездеход*, осока *, кювет*.
 2. Подобрать слова, которыми можно заменить:
а) куропатка - дикая курочка вездеход - машина кювет - канава вдоль дороги осока - болотная трава
б) подобрать синонимы к глаголам ехали, вынырнула, повернулась, вздыбилась, скатывались, взвизгнули, скрылась, глухо работал.
-Какие слова позволяют представить куропатку в момент, когда она защищала своих птенцов? ( вздыбилась, взъерошилась)
-Если заменим их другими, сможем ли мы так ярко представить птицу? Почему? (Эти наиболее выразительные слова)
3. Вставить пропущенные буквы и объяснить их написание:
заг .. раживала, л.. сной, н .. прох .. димый, гус.. ница, т .. рмоза, ук .. зал, ре .. ко, в.. здеход, вын .. рнула, к .. вет, груд .. ю, пер ..я, вз .. ерошилась, па .. ажир, п .. рс .. наж, повале ... ые, пуш ... ст ... нькие, боло ... це, переб ... жал, темно ... зеленый.
4. Составление примерного
а) плана текста
1. Что случилось?
2.Храбрая куропатка.
3.Цыплята спаслись
4.Все позади б) к каждому пункту плана выписать глаголы, передающие последовательность действий, событий.
- Как вы думали, что это за текст? Почему?
(это текст - повествование, потому что события в тексте происходят последовательно, одно за другим).
Словесное иллюстрирование
-Сколько иллюстраций можно нарисовать к данному тексту - одну или несколько? Почему?
(Это повествование, события меняются одно за другим.)
 -А если бы вам нужно было нарисовать одну картинку к данному тексту, какой момент вы бы изобразили, какие действия персонажей показали?
Класс описывает словесно примеры содержания рисунка к тексту:
Фон: на заднем плане изобразим непроходимый лес, так как в рассказе говорится, что люди едут на вездеходе. Вместо колес у вездехода гусеницы, как у танка или трактора. Чтобы показать, что лес непроходимый, можно изобразить поваленную сосну или ель и деревья, которые стоят часто.
На переднем плане - лесная дорога, по которой движется вездеход, и перед ним взъерошенная птица. Чтобы показать, что птица напугана, изобразим раскинутые в стороны крылья, взъерошенные перья на спине и на голове. Здесь же, рядом с дорогой, нарисуем кювет в котором болотце с осокой, кое-где проглядывает вода.
Персонажи: куропатка с распахнутыми крыльями, перья на голове взъерошены - этим мы покажем готовность птицы броситься на то, что угрожает ее детям. За куропаткой нарисуем маленьких цыплят. Одного можно изобразить в кювете: он уже спрятался в болотце и затих.
Краски: темно-зеленые деревья, зеленого цвета осока, черная вода, так как стоит в болотце, где много торфа; куропатка яркая (чтобы это показать возьмем контрастные цвета: белый, темно-желтый, коричневый); цыплята - светлые коричневые, на спинке темная полоска, клювы желтые).
Создание речевой ситуации
-Представьте, что вы водитель вездехода и с вами произошел такой случай. Расскажите об этом своим родным (друзьям) от 1 - ого лица.
Задание на дом: подготовить рисунки к тексту, а затем составить высказывание типа повествования.
На следующем уроке учащиеся прочитывают лучшие тексты и рассматривают рисунки, анализируют свои и чужие работы.
Творческое изложение текста - описания
Цель урока: формирование умения составлять высказывание типа описание на основе текста - образца и собственного рисунка, развитие умение словесно иллюстрировать текст-описание, отбирать языковые средства, характерные для текста-описания.
Ход урока.
1. Сообщение темы урока и постановка учебной задачи:
 Сегодня мы будем анализировать и иллюстрировать текст-описание.
- Что характерно для текста-описания?
(описание: отвечает на вопрос какой?; в описании главная мысль обычно заключена в первом предложении, в основной части раскрываются особенности того или иного предмета, явления, живого существа; слова-помощники в описании- прилагательные; содержание передается в одном временном плане.)
2. Познакомьтесь с содержанием текста (прочитать текст, лежащий у каждого на столе).
Черные озера.
В Мещере почти у всех озер вода разного цвета. Больше всего озер с черной водой. В иных озерах вода напоминает блестящую тушь. Трудно, не видя, представить себе этот насыщенный, густой цвет. Этот цвет особенно хорош осенью, когда на черную воду слетают желтые и красные листья берез и осин, которые густо покрывают воду и похожи на пестрый ковер. Листья устилают воду так густо, что челн шуршит по ним и оставляет за собой блестящую черную дорогу.
Но этот цвет воды хорош и летом, когда белые лилии лежат на воде, как на необыкновенном стекле.
Черная вода обладает великолепным свойством отражения: трудно различить настоящие берега от отраженных, настоящие заросли - от их отражения в воде.
( По К. Паустовскому)
Анализ текста.
- О чем рассказано в тексте?
- Какого цвета вода в озерах Мещёры? Почему вода в озерах черная?
- Как вы думаете? Почему цвет воды черных озёр хорош осенью?
 Прочитайте описание осенних озёр.
 - А чем этот цвет хорош летом?
Прочитайте описание озёр летом.
- Какие представления вызывает этот текст? (о красоте природы, красоте черных озёр).
-Какова тема текста? Сколько в тексте частей? (Три).
- К какому типу мы отнесем данный текст? (Описание).
 - Докажите.
1). К тексту можно поставить обобщенный вопрос КАКИЕ?
2). В первой части говорится о цвете Мещерских озер;
3). Две другие части эту мысль раскрывают;
4). Всё изложено в одном времени;
5). Много прилагательных. ).
Лексико-стилистическая и орфографическая работа.
 1.Объяснить значение отдельных слов: челн, слетают.
 2.Подобрать синонимы, "зрительные" и оценочные прилагательные.   3.Найдите в тексте прилагательные. (черный, желтые, красные, пестрый, белые, настоящий, блестящий, необыкновенный, великолепный, насыщенный, густой.)
- Что автору напоминает черная озерная вода? (блестящую тушь).
- Какими словами описан цвет воды в черных озерах? (густой, насыщенный цвет)
- Как автор описывает озера осенью? С чем он сравнивает воду и почему? (с пестрым ковром, так как листья сплошь, очень густо покрывают воду.)
- С чем сравнивается след, оставляемый лодкой? (с блестящей черной дорогой)
 - А как описаны озера летом?
- С чем сравнивается вода? (с необыкновенным стеклом)
 - Почему это "стекло" автор называет необыкновенным? (Потому что в нем, как в зеркале, отражаются берега.)
4. Подберите синоним к слову необыкновенный.
Вставить пропущенные буквы и объяснить их правописание.
 Ч...рный, лист..я, ж ... лтые, ... ранжевые, б… рдовые, п ... крывают, к ... вёр, разн..цветные, из.. ..... бразить, (в)дали, з ... леный, на ... зерной глад ... , ... вальные, л ... ловый, ф…олетовый, (голубовато )зелёные, листве .. ные, пурпурной листвой, ос ... нний лес.
Иллюстрирование текста.
- Представим, что мы художники. Какие картинки можно нарисовать к данному тексту? Опишем словами озеро осенью, а потом - озеро летом. У нас получатся две разные словесные картинки.
Примерное содержание рисунков.
1. Фон: осенний лес. На берегу черного озера стоят деревья с желтой, красной, бордовой, оранжевой, пурпурной листвой. Среди разноцветной листвы кое-где проглядывает темная зелень елей и голубовато-зеленые ветви сосен. Предмет описания: на переднем плане озеро. Вода в нем черного цвета. На воде рисуем листья. Они желтые, красные, оранжевые, бордовые. Листья густо покрывают воду, она видна только в отдельных местах. У нас получится - на фоне яркого леса - пространство, похожее на пестрый ковер. На черном фоне - разноцветные листья. Можно изобразить листья, падающие с деревьев. Краски: в основном будем пользоваться красками: желтой, красной, оранжевой, бордовой. Особую красоту создает сочетание контрастных цветов - черного и желтого или оранжевого, красного и желтого, оранжевого и бордового. У нас получится сказочный лес и сказочное озеро. 2. Фон : вдали зеленый лес, чуть ближе луг, усыпанный цветами. Можно изобразить два берега - на одном берегу луг, а на другом лес.
 Предмет описания: на переднем плане озеро. Вода в нем темная, черная. На черном фоне озерной глади изобразим белые лилии и их большие зеленые овальные листья.
Краски : контрастные цвета - черный и белый. Это придает озеру особую красоту. Берега нарисуем зеленой краской. Луг - зеленый, а цветы на нем - белые, лиловые, голубые, алые, розовые, фиолетовые, желтые. Лес изобразим зеленым, но ели в нем более темного цвета, чем лиственные деревья, а осины - голубовато-зеленым. Создание речевой ситуации.
- На своем рисунке вы изобразили черное озеро. Представьте, что ваш рисунок оказался лучшим в классе и был отобран на выставку. Вас попросили описать свой рисунок.
 - Как вы его опишете?
- С чего начнете?
 - Какую основную мысль будете раскрывать?
- Какие языковые средства используете, чтобы описание получилось красочным и интересным?
Задание на дом : изобразить черные озера летом и осенью (на выбор), описать свой рисунок.

Творческое изложение текста - описания с элементами рассуждения.
Цель урока: закрепление знаний о тексте - рассуждении, формирование умения анализировать текст - рассуждение, планировать композицию высказывания, отбирать языковые средства.
 - Сегодня мы будем готовиться к написанию творческого изложения. Наша задача - еще и проиллюстрировать текст.
1.Чтение текста учащимися (у каждого на столе текст).
Золотой луг.
 Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Однако луг был непростым. Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зелёный.  Когда же я возвратился около полудня домой, луг был опять золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошёл, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как всё равно у вас пальцы со стороны ладони были жёлтыми и, сжав в кулак, мы закрыли бы жёлтыми. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становится опять золотым.
С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчик ложись вместе с нами, детьми, вместе с нами и вставали. ( По М. Пришвину.)
Анализ текста.
 - К какому типу мы отнесем этот текст? ( В этом тексте есть и описание, и рассуждение.) В первом предложении автор говорит о золотом луге. Почему же золотой?
Вторая часть текста - основная, в ней рассказывается о луге и объясняется, почему луг был непростым ( луг менял свой цвет - то он был золотой, то зелёный). К этому тексту можно поставить вопрос почему?
- Какова тема и основная мысль текста ? Почему ему дано такое название? Иллюстрирование текста.
- Сколько картинок можно нарисовать к данному тексту? (Два или 3 рисунка, чтобы показать изменения, которые происходили с золотым лугом; на одном будет изображен день -золотой луг, на другом- вечер или раннее утро и зелёный луг.) Примерное содержание рисунков.
 1 Фон: пейзаж - зелёный луг.
Предмет описания: луг и одуванчик. Сам цветок круглый, лепестки у него собраны в пучок, ещё нарисуем закат солнца: темно-голубое; в том месте, где солнце садится, небо яркое.
Краски: зелёная, темно-голубая, жёлтая, нежно- розовая.
2Фон: пейзаж-золотой луг. Среди зелени ярко- жёлтые головки одуванчиков. Предмет описания: золотой луг и одуванчик. Цветок круглый, лепестки у него продолговатые, они похожи на солнечные лучи. Ещё нарисуем ярко- голубое небо (весна), а на небе - солнце в зените, чтобы показать, что полдень.
 Краски: ярко- желтая, зелёная, ярко- голубая.
Создание рисунков, их анализ.
-Что вы изобразили на рисунке?
-Что вы хотели сказать зрителям своим рисунком?
-Какие краски использовали, чтобы зритель мог яснее представить картину происходящего?
-Как вы назвали свой рисунок?
Планирование
1. Объяснить значения отдельных слов.
2.Объяснить трудные орфограммы.
З. Записать слова- помощники.
 4. Подобрать синонимы, эпитеты, сравнения, метафоры, оценочные прилагательные.
 В результате работы в тетрадях и на доске запись: Заголовок ( Золотой луг) Схема текста  :                                                          
1 часть: предложения - тезис                     
Слова - помощники : непростой; золотой луг, множество цветущих одуванчиков. 
2 часть: основное доказательство ,
Слова - помощники :золотистая головка; зелёный, позеленел; ярко-
желтый; собрал свои лепестки; нежно - голубое; как будто сжал кулак.
        3 часть: вывод .
Слова - помощники: Интересный цветок; потому что.

Создание речевой ситуации.
- Представьте, что вам необходимо объяснить младшему брату или сестре, почему рано утром и поздно вечером луг, на котором растут одуванчики, - зеленый, а днем - желтый, золотой.
 - Как вы построите свои высказывания?
 - Какие языковые средства вы будете использовать, чтобы слушатель понял ваше объяснение?
2. Письмо творческого изложения типа описания с элементами рассуждения (можно закончить дома).
Творческие изложения по каждому типу речи с использованием рисунка и составление высказываний разных типов речи на основе текста- образца и собственных рисунков хорошо подготавливают учащихся к написанию сочинений. Использование текста-образца в сочетании с собственным рисунком ребенка к нему значительно повышает эффективность работы по формированию умения соотносить высказывания с темой и раскрывать его основную мысль; связно и последовательно излагать содержание, правильно оформлять его в композиционном и языковом описании; выражать собственное отношение к излагаемому.
Параллельная работа с текстом и изобразительной наглядностью позволяет создать у школьников более целостную картину мира, привлечь их личный опыт, развить их воображение; содействует более успешному развитию связной речи школьников.




                                                                              
Категория: Мои статьи | Добавил: KorON (28.08.2011)
Просмотров: 376 | Комментарии: 1 | Теги: статьи | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Облако тегов

Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz